Современное искусство из мусорных отходов: необычные фото

Жизнь после свалки: 5 необычных способов переработки мусора

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Искусство из мусора

Часто произведения искусства (во всяком случае, объекты, которые претендуют на это) могут быть мусором. Но бывают случаи, что современные художники создают свои новые работы из настоящих отходов, найденных ими на свалках или в мусорных контейнерах во дворах многоэтажных жилых массивов.

В качестве примера такого «мусорного» искусства можно привести творчество Джейсона Климоски (Jason Klimoski). К примеру, огромную инсталляцию с названием «Голова в облаках» (“Head in the Clouds”), созданную им из более чем 55 тысяч пустых пластиковых бутылок.

Также с мусором дело имеет известная американская художница Лиза Хоук (Lisa Hoke). Она собирает твердые отходы известных брендов, чтобы сооружать с их помощью необычные многозначительные инсталляции, которые принимают у себя даже самые авторитетные галереи мира.

Recycled Island – искусственный остров из мусора

Известен факт, что в Тихом океане плавает огромное мусорное пятно размером с два штата Техас и даже больше. Некоторые называют этот объект «мусорным островом», а кто-то даже «мусорным континентом». И с каждым годом он разрастается в размерах, что сулит серьезными проблемами экологии не только крупнейшего в мире океана, но и всей планеты.

А голландская архитектурная компания WHIM Architecture выступила с инициативой упорядочить эти плавающие отходы, создавая из них искусственные острова для жизни и промышленности. Проект Recycled Island предусматривает, что мусор в таких объектах будет использоваться в качестве подушки, на которой держится основа острова. Сверху его можно засыпать слоем плодородной земли, чтобы построить там фермы, небольшие заводы и небольшие жилые поселки разного уровня комфорта и престижа.

В WHIM Architecture предлагают переселять на такие искусственные острова беженцев из горячих точек и зон природных катаклизмов, к примеру, с уходящих под воду Мальдив и небольших атолловых государств Тихого океана.

Одежда из мусора

Ситуация с одеждой из мусора такая же, как с произведениями искусства из этого материала. Некоторые товары выглядят так, что их прямо с фабрики можно, минуя магазины, везти на свалку. Но при этом есть люди, которые из самого настоящего мусора творят шедевры современной моды.

В качестве показательного примера можно привести мусорную коллекцию ONE: Outfits from a New Era, созданную коллективно модными дизайнерами из канадского города Монреаль. Она состоит из пары десятков удивительной красоты платьев, которые были пошиты из самых, казалось бы, неподходящих для того материалов.

К примеру, одно из этих платьев пошито из черных пластиковых пакетов, другое – из использованных ружейных гильз, третье – из останков легкового автомобиля, а четвертое – вообще из жестяных банок.

Автомобиль из мусора

Некоторые автолюбители находят на автомобильных свалках старые, практически сгнившие машины, и ценой собственного труда и времени превращают их в новые, сверкающие свежей краской средства передвижения. А британец Пол Бэкон соорудил авто из обычного пластикового и металлического мусора, скопившегося за десятилетия у него в гараже.

Правда, в качестве основы он взял шасси от старого автомобиля BMW Z3, добавил туда новый двигатель собственного производства, который может разгоняться до скорости 225 километров в час. А корпус и внутренняя отделка была создана как раз из мусора и бытовых отходов.

В итоге получился автомобиль с названием Cosmotron, который по внешнему виду и техническим характеристикам вполне может быть охарактеризован как спорткар. Пол Бэкон не только сам ездит на этом авто, но и регулярно сдает его в аренду кинематографистам и просто молодоженам, которых привлекает необычный вид «мусорной» машины.

Трехмерный принтер на пластиковых бутылках

Компания 3D System разработала один из самых необычных и перспективных в мире трехмерных принтеров. Устройство с названием Ekocycle Cube использует в качестве материала для объемной печати пустые пластиковые бутылки.

Правда, пока что технологии не позволяют просто вставлять бутылку в принтер и получить на выходе нужный предмет. Для успешной работы Ekocycle Cube необходимо заправлять специальными картриджами, содержимое которых как раз и состоит частично из пластиковой тары.

На данный момент, переработанный пластик составляет лишь четверть от общей массы материала в таких картриджах. Но в будущем эта доля будет значительно увеличена. Партнером 3D System в проекте Ekocycle Cube выступила корпорация Coca Cola, которая видит в данной инициативе способ увеличить свою экологическую ответственность перед планетой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Современное искусство из мусорных отходов: необычные фото

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Читать еще:  Исторические личности, которые оказывается были без ума от кошек

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Кэрол Мэй «Unhappy Meal»

Швейцарская художница Кэрол Мэй лишилась одной из работ на завершившейся в Гонконге арт-ярмарке Harbour Art Fair. Речь идет об инсталляции «Unhappy Meal», напоминавшей коробку из-под «​Хэппи Мил» — набора с едой и игрушкой сети ресторанов быстрого питания McDonald’s. Разницу между арт-объектом и пустой картонкой из-под фастфуда не заметила уборщица и выбросила работу Мэй. А когда поняла, что ошиблась, «Unhappy Meal» уже была серьезно повреждена.

«В своих работах я часто обращаюсь к повседневным объектам, которым придаю новые черты с помощью небольших изменений», — отметила художница. А также добавила, что в творчестве стремится критически взглянуть на современную культуру потребления.

Работа «Unhappy Meal» утеряна не безвозвратно. Предусмотрительная Кэрол Мэй позаботилась об изготовлении 30 таких инсталляций. По данным издания Dazed, арт-объект оценивается в $ 364.

Трейси Эмин «Моя кровать»

В 1998 году британка Трейси Эмин создала инсталляцию «Моя кровать». Пребывая в депрессии, художница несколько дней подряд не покидала комнату и отказывалась от всего, кроме алкоголя. Тогда же родилась идея арт-проекта, представлявшего собой неубранную постель, окруженную пустыми бутылками, использованными презервативами, смятым бельем и мусором. В 1999-м «Моя кровать» была номинирована на премию Тернера и выставлена в галерее Тейт. Один из смотрителей музея, не поняв задумки Трейси Эмин, решил, что экспонат подвергся атаке вандалов, и прибрал постель, сообщал The Independent.

Позднее инсталляцию Трейси Эмин приобрел коллекционер Чарльз Саатчи, и он же выставил ее в 2014 году на торги Christie’s. Работа оценивалась в $ 1 млн, но в итоге в несколько раз превысила эстимейт и ушла с молотка за $ 4,25 млн. Художница была в зале и сопровождала продажу лота аплодисментами.

Густав Мецгер «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства»

В 2004 году уборщица лондонской галереи «​Тейт модерн», приняв один из экспонатов за мешок с мусором, выбросила инсталляцию. Впрочем, с работой Густава Мецгера ошибиться было нетрудно: экспонат с длинным названием — «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства» — представлял собой разъеденную кислотой картину в окружении полиэтиленовых мусорных мешков. После того как часть арт-объекта Мецгера в прямом смысле слова оказалась на свалке, художнику пришлось изготовить новую копию.

Художника Густава Мецгера, скончавшегося в Лондоне в марте 2017 года, называли «мусорным гением». Он создал направление «саморазрушающегося искусства». В своем манифесте 1959 года он так описывал задумку: «Это отчаянное подрывное политическое оружие, последнее средство в борьбе с капиталистической системой. в борьбе с арт-дилерами и коллекционерами, манипулирующими современным искусством к своей выгоде». В инсталляциях Мецгер часто использовал производственные отходы и строительный мусор.

Сара Голдшмид и Элеонора Кьяри «Куда мы идем танцевать этим вечером»

В музее современного искусства в итальянском городе Больцано жертвой уборщиц стала инсталляция «Куда мы идем танцевать этим вечером». Работа двух миланских художниц — Сары Голдшмид и Элеоноры Кьяри — была посвящена эпохе гедонизма и политической коррупции в Италии 1980-х годов, сообщал The Independent. В одном из залов музея авторы разбросали по полу пустые бутылки, окурки и конфетти. Все это уборщица приняла за банальный мусор и тщательно прибралась. Когда музей открылся на следующее утро, в зале не осталось ни следа от арт-объекта. Благо пакеты с арт-мусором не успели далеко увезти. Художницы восстановили инсталляцию.

И просто ананас

Забавный случай произошел в 2017 году на выставке «Look Again» в шотландском Университете Роберта Гордона в Абердине. Двое местных студентов решили проверить, примут ли зрители обычный ананас за арт-объект. Купленный в супермаркете за £ 1 фрукт молодые люди установили на пустую выставочную витрину, писал Daily Mail. На следующий день Руайри Грэй и Ллойд Джек, вернувшись на экспозицию, увидели, что ананас поместили под стекло. Студенты признались, что это не экспонат, а просто ананас, не представляющий художественной ценности.

Джанк-арт, стимпанк и другое искусство в МУзее МУсора «МУ МУ»

Мусор становится движущей силой искусства — это факт. Сегодня художникам не требуются мольберт и уединение в мастерской — иногда для них достаточно поломанных дискет и старого баллончика с краской. Вышедшие из употребления вещи теперь используются в творчестве современных авторов. Мы хотим подробнее рассказать о каждом виде искусства — нестандартном, новом и прогрессивном. Кстати, экспонаты по всем этим направлениям вы сможете увидеть в МУзее МУсора «МУ МУ».

Стрит-арт

Начнём, пожалуй, с самого известного вида современного искусства — со стрит-арта. В буквальном переводе (от английского street art) это слово означает «уличное искусство». Родиной стрит-арта принято считать Нью-Йорк — именно там появились первые художники, взявшие в руки баллончик. Есть легенда, что впервые стрит-арт в виде граффити появился в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда никому не известный рабочий по фамилии Килрой заскучал и начал писать «Kilroy was here» («Здесь был Килрой») на каждом ящике с бомбами, которые производили на фабрике в Детройте. Солдатам такая идея пришлась по душе — и они начали копировать подпись на стенах, устоявших во время бомбардировок в Европе.

Читать еще:  История о том, как слепой рыжий кот обрел дом

Однако вот что интересно — первые мысли о стрит-арте появились ещё за три десятилетия до Второй мировой. Ни за что не догадаетесь, от кого — от самого поэта Владимира Маяковского! Он вместе с другими российскими футуристами в 1918 году придумал и выпустил Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», который гласил:

«Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов».
— похоже, Маяковский предвидел будущее!

Сегодня стрит-артом называют любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. В самом широком смысле к нему относят граффити — надписи и рисунки на стенах, трафареты, стикер-арт, постеры, видеопроекции, флэшмобы и уличные инсталляции. Некоторые предлагают относить к стрит-арту и уличных музыкантов.

Полотном для художников в стрит-арте является буквально весь мир: стены домов, крыши, вагоны — одним словом, любые поверхности, где можно что-нибудь изобразить. Причем не только на плоской поверхности, но и в объёме, в форме масштабных инсталляций из подручных средств.

Один из самых известных уличных художников современности — неуловимый британец Бэнкси. Его рисунки можно найти по всему миру, но при этом никто до сих пор не видел его истинного лица. Из российских художников стоит выделить Тимофея Радю— он знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями. Но не всегда в искусстве есть место политике: иногда Радя переходит на совершенно уютные вещи — например, он уже вешал «бабушкин» ковер на городскую остановку и украшал в родном Екатеринбурге уличные фонари домашними абажурами.

Ещё один российский стрит-арт художник и просто городской романтик Кирилл Кто славится впечатляющими надписями ярких расцветок:

Интересное наблюдение: и Бэнкси, и Кирилл Кто — это псевдонимы. Большинство стрит-арт художников — как профессионалов, так и новичков — прячутся под придуманными именами. Возможно, это происходит потому, что в сознании обычного человека стрит-арт стоит на грани с вандализмом. Это тот случай, когда за искусство порой приходится отделываться денежными штрафами.

Сегодня стрит-арт признают не просто искусством, а самостоятельным социальным явлением. Взяв в руки баллончик с краской, художник говорит в своих работах о том, что волнует общество — и что вряд ли напишут в официальных газетах. Качественный стрит-арт — это не хулиганская выходка, а диалог художника с обществом, который заставляет рефлексировать, вдумываться в смысл и… да что уж говорить — он делает городскую среду яркой и оригинальной.

В МУзее МУсора «МУ МУ» вы можете увидеть оригинальные образцы стрит-арта, которые вполне можно представить себе как художественные инсталляции на выставках:

Трэш-арт

Термин трэш-арт произошел от двух английских слов: trash означает просто-напросто мусор, art— искусство. «Мусорное искусство», так что ли? Уточним: сейчас трэш-артом называют такие виды творчества, где задействован старый хлам и всякие вышедшие из употребления вещи. Подвижниками трэш-арта в середине 1950-х стали называть образованных, знающих цену эстетике людей, которые бунтовали против массового дешёвого искусства. Раз бунтовали, то стали делать всё наоборот — и начали создавать искусство из окурков, обрывков билетов и вообще всего, что под руку попадется. Сегодня «трэш-арт» относят к «альтернативному искусству», не поддающемуся общим правилам и стандартам. Оно непредсказуемое, бунтарское — и оттого ещё более прекрасное и удивительное.

Основоположником трэш-арта считают немецкого художника Курта Швиттерса. Ещё в 1918 году, когда о трэш-арте и речи быть не могло, он начал эксперименты в области абстрактного искусства. По сути, художник занимался «детским творчеством» —аппликацией, наклеивая на поверхность картины обертки от папирос, обрывки билетов и прочий хлам. К большому удивлению окружающих, в его руках мусор вдруг становился произведением искусства. Так трэш-арт начинал завоевывать своих первых приверженцев и обожателей.

Спустя почти столетие после первых работ Швиттерса искусство трэш-арта продолжает победное шествие по планете. За инсталляции и картины, сделанные из мусора, теперь готовы платить миллионы. Известные музеи и галереи помещают яркие работы в стиле трэш-арт наряду с классическими картинами и скульптурами. Тут не обходится без курьезов, как это случилось с одним из самых дорогих художников современности Дэмиеном Херстом. В порыве вдохновения он сделал произведение из окурков и пивных жестянок, которое было немедленно выставлено в лондонской Eyestorm Gallery. Уборщики вдохновения художника не оценили: по их словам, они подумали, что накануне в галерее была вечеринка — и все арт-объекты полетели в мусорное ведро.

В «МУ МУ» произведения в стиле трэш-арт ожидает не мусорка, а достойное место в экспозиции:

Оптическое искусство, или оп-арт

Оп-арт — ещё одно интересное направление в современном искусстве. В переводе (optical art) и обозначена суть этого художественного течения: оно использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Первые эксперименты с оп-артом начались в Европе в середине ХХ века, а основоположником нового вида искусства считают Виктора Вазарели, уроженца Венгрии.

Читать еще:  По-моему это самая красивая кошка, которую я когда-либо видела, причём беспородная

Оптическое искусство с первых же минут притягивает взгляд своими зрительными иллюзиями. Мы смотрим на картину и понимаем, что изображение существует не только на холсте, но и в действительности — в глазах и мозгу зрителя. Оп-арт неслучайно называют искусством для философов: чтобы понять, что изображено на картине, нужно хорошенько к ней присмотреться.

Стимпанк

Стимпанк — одно из новейших направлений в дизайне и искусстве: его название было сформулировано только в конце 1980-х. Термин «стимпанк» рожден английскими словами «steam» (пар) и «punk» — отсылка к бунтарским истокам.

Нередко стимпанк называют ещё паропанком, и этот вариант тоже имеет право на жизнь — сейчас объясним, почему. Дело в том, что художники стимпанка воспевают все технологии на пару — паровозы, дирижабли и прочие механизмы. Это такой научно-фантастический, урбанистически-индустриальный стиль, в котором странным образом сочетаются ретро и футуризм. Ретро — в намеренной стилизации под викторианскую эпоху (Англия, середина и конец XX века), а истоки футуризма можно найти в главном концептуальном вопросе стимпанка: «Как выглядел бы мир, если бы паровой двигатель оставался основным?». Спойлер: там было бы много дирижаблей, моторчиков, шестерёнок и металла.

Художникам направления стимпанк в своих работах удается создать брутально-уютный мир, о котором мечтают мальчишки, начитавшись фантастики Жюля Верна. Удивительные по красоте работы создает из обычного металлолома российский художник Игорь Верный:

В нашем музее вы сможете полюбоваться изящными и брутальными произведениями в этом стиле:

Ассамбляж

Ассамбляж — это техника визуального искусства, родственная коллажу. Термин произошел от французского слова assemblage, что означает буквально «смешивание».

Если в коллажах художник использует бумагу, то ассамбляж основан на использовании объёмных деталей, обломков или предметов целиком, которые удается разместить на плоскости. Получается трёхмерное изображение, которое может быть дополнено красками, металлом, деревом, тканью и другими элементами.

Впервые технику ассамбляж начали использовать русские авангардные художники (Татлин, Родченко, Пуни) в начале ХХ века. Сам термин ввёл французский художник и скульптор Жан Дюбюффе лишь в 1953 году. Под ним он понимал произведения искусства, выполненные из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов.

Французским художникам ассамбляж страшно понравился — и они начали совершенствовать его на свой манер, выдавая всякого рода шедевры. Как, например, французский художник Сезар, который для своих произведений собственноручно прессовал материал.

Джанк-арт

Направление джанк-арт произошло от слияния двух английских слов, так мало совместимых друг с другом. Судите сами: junk — «отбросы, мусор», а art — «искусство», такое возвышенное, никак не похожее на отходы!

Джанк-арт — это направление в современной живописи и скульптуре, близкое ассамбляжу (напомним, это что-то вроде объёмного коллажа).

Впервые термин «джанк-арт» был использован при описании коллажей Роберта Раушенберга в середине 1950-х гг.

Художники направления джанк-арт используют материалы, не имеющие никакой ценности — металлический лом, старые вещи, городские отходы. А поскольку мусора на Земле с каждым годом становится всё больше, то и возможности для творчества у них расширяются до безграничности.

В «МУ МУ» джанк-арт представлен во многих оригинальных объектах, как, например, эти:

Великолепные лабутены целиком сделаны из мусора, причём собирали его в самом ателье фирмы, буквально — в мусорных ведрах!

Комната художника Наины Величко, интерьер которой можно поближе рассмотреть в «МУ МУ». Все экспонаты сделаны «по-честному» — то есть спонтанно и из того материала, который был в тот момент под рукой и даже под ногами автора.

Ресайклинг-арт и эко-арт

Ресайклинг-арт и эко-арт — схожие по назначению формы современного экологического искусства. Recycling в переводе с английского означает «переработка», «повторное использование». Это направление появилось совсем недавно, на рубеже веков — когда человечество задумалось о том, как в красивой форме привлечь внимание людей к глобальным экологическим проблемам. Давайте посмотрим, как они это делают.

Эко-художник Крис Джордан создает свои произведения из мусора и биологических отходов, которые найдены на свалках или выужены с океанского дна. Одна из самых нашумевших картин Джордана — гигантское полотно, на котором изображены две акулы. Картина бы так и осталась без внимания, если бы не одно «но»: она целиком создана из акульих зубов. Художник сам находил их на дне моря, покупал на приморских базарчиках или попросту обнаруживал на свалках. Всего на картину ушло 270 тысяч зубов акулы. Представляете, сколько рыб было истреблено ради их скелета, кожи и мяса?

Другой эко-художник, кореец Йонг Хо Джи, создает скульптуры акул из обычных автомобильных шин — многие из которых, кстати, выловлены из морей.

А это — фантастические животные из старых шин, сделанные нашими авторами:

По соседству вы сможете найти философскую работу в стиле эко-арт — тонущий в мусоре корабль. Она прибыла в «МУ МУ» в настоящих мусорных мешках и здесь, в самом музее, воссоздавалась лично руками автора в первоначальную композицию. Передняя часть Корабля создана из обрезков черных пластиковых труб, устриц и морского мусора, найденного на пляже.

Источники:

http://novate.ru/blogs/120714/26965/
http://style.rbc.ru/impressions/5acf6bd99a79476b921bfbcc
http://art-mumu.ru/interesnye-materialy/dzhank-art-stimpank-i-drugoe-iskusstvo-v-muzee-musora-mu-mu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector