Коты Оранж и Джонси — два героя знаменитых кинолент

Наглая морда: Лучшие рыжие коты в кино

В «Исчезнувшей» Финчера, которая только-только вышла в прокат, сложно обойти вниманием рыжего кота, ставшего невольным свидетелем главной истории об отношениях за последнее время. После того как мы сравнили кино и книгу, а также изучили главные поучительные фильмы об отношениях, самое время переключиться на пушистого героя второго плана. Мы решили вспомнить, какие еще рыжие коты сыграли не последнюю роль в кино — и без которых уж точно бы получилось куда менее весело и не так драматично.

Бликстер

«исчезнувшая», 2014

В «Исчезнувшей» питомец главных героев, как и зрители, становится молчаливым свидетелем крушения брака Эми и Ника. С него фактически начинается все неладное: кот бесхозно бродит вокруг дома, двери нараспашку, посреди гостиной осколки. И он же фактически резюмирует историю: кадр с окоченевшим от ужаса Аффлеком, притихшим в темном углу с котом на коленях, — одна из лучших сцен фильма, говорящая все без слов. Ну и мы абсолютно уверены — и Финчер, и бывшая кинокритикесса Гиллиан Флинн, и герой Аффлека отлично осведомлены о библии сценаристов «Save the Cat» и ее главном правиле: с помощью кота даже самый конченый мудак может расположить к себе зрителя за десять минут.

Гарфилд

«Гарфилд», 2004

Это был исключительно вопрос времени и технологий — Гарфилд из комик-стрипов Джима Дэвиса был обречен на экранизацию. Родившийся в итальянском ресторане, рыжий кот немедленно поглотил всю пиццу и пасту, что попалась ему на глаза. Пессимистичный, циничный и даже сардонический кот в трех кадрах умудрялся рассказать вполне человеческую историю, от чего в фильме не осталось и следа. Озвучил его Билл Мюррей — беспроигрышный вариант, казалось бы, однако картину в итоге раскритиковали — и за дело.

Джонcи

«Чужой», 1979

Из множества фильмов, где кота съедают в первые 15 минут повествования, «Чужой» Ридли Скотта гениален хотя бы потому, что кот в нем выживает. Джонси был котом команды на борту грузового космического судна «Ностромо», возвращавшегося с миссии. И пока команда борется за свое существование, не подозревая, что ее заманили в ловушку, Джонcи успевает спрятаться от надвигающейся опасности. Благодаря героине Сигурни Уивер Рипли, Джонcи, в своей космической переноске будущего, не становится десертом Чужого и в итоге выживает, после чего они с Рипли погружаются в гиперсон на 57 лет.

Улисс

«внутри льюина дэвиса», 2012

Рыжий кот из «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн моментально стал визитной карточкой фильма. Пытаясь большую часть фильма вернуть кота его владельцам, Льюин Дэвис одновременно пытается заполнить дыру в сердце, которую оставила смерть его напарника по музыке. Дэвис нечаянно выпускает кота друга на улицу в самом начале фильма, после чего он то находит его, то снова теряет, то и вовсе в какой-то момент путает с другим рыжим бродягой, который оказывается кошкой. Кота к тому же зовут Улисс, что заставляет зрителя гадать: то ли это столь нужная главному герою родная душа, то ли метафора его отчаянного безумного путешествия, то ли еще что-то третье, только Коэнам и ведомое.

Косолапсус

«Гарри Поттер и узник азкабана», 2004

Косолапсус Гермионы Грейнджер или, в чудовищном официальном переводе на русский — Живоглот, на самом деле не совсем кот. Этот рыжий монстр в действительности наполовину волшебное существо лазиль или низль, отличающееся невероятным умом, вредным характером, точным внутренним компасом и особым умением отыскивать пропавших. Косолапсус, хотя порой действительно ведет себя крайне агрессивно, на поверку оказывается невероятно смышленым и, например, помогает Сириусу Блэку, чуя в нем доброе начало, или распознает в «крысе» Рона Питера Петтигрю. В фильме его роль исполнил персидский кот по кличке Крекерджек, хотя Косолапсус, скорее всего, был наполовину гималайской кошкой.

«Завтрак у Тиффани», 1961

Кота героини Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» Холли Голайтли сыграл, возможно, самый звездный рыжий кот за всю историю кошачьего кинематографа с незамысловатым именем Оранджи. Безымянный компаньон героини Хепберн в фильме является мяукающим напоминанием ее отказа быть привязанной к кому-либо или чему-либо — даже у кота, в конце концов, нет имени. Пытаясь избавиться от пушистого соседа по пути в аэропорт, она осознает свою ошибку и отправляется на поиски под проливным дождем, в результате которых находит и кота, и себя, и свою любовь — бедному рыжему «лентяю» остается только неловко возиться, оказавшись буквально посередине финального поцелуя.

Орион

«Люди в черном», 1997

Благодаря коту из «Людей в черном» целая галактика на пару с судьбой Земли повисла на волоске, пока агенты Джей и Кей пытались разгадать нехитрую, в общем, загадку. Пояс Ориона в итоге оказывается всего лишь ошейником на этом самом коте по кличке Орион — питомце инопланетянина-аркиллийца, который перед смертью успел лишь в общих чертах рассказать, где находится галактика, которую агенты должны защитить от кровожадного таракана. Тот факт, что галактика может быть настолько крошечной, что уместится в шарик диаметром в пару сантиметров, подсказал агентам другой зверь — Фрэнк, который на самом деле просто очередной инопланетянин в обличье мопса.

Тонто

«Гарри и Тонто», 1974

Роуд-муви про поиск себя, только в это раз герои — старик и его кот. Волею судьбы пожилой Гарри вынужден съехать из своей квартиры в Нью-Йорке, однако он не хочет жить со своими детьми и отправляется путешествовать по Америке вместе со своим котом Тонто. Вдвоем они переживают трудности преклонного возраста, ища себе место, куда бы приткнуться. Гарри не отчаивается не в пример своей сумасшедшей семейке, отказывается остепеняться и просиживать дни на лавочке и путешествует, заодно помогая случайным знакомым, которых он встречает по пути.

Голодный кот

«долгое прощание», 1973

Никакой истории «Долгого прощания» не было бы, если бы частный детектив Филип Марлоу не завел себе кота. Требуя внимания, кот будит своего хозяина в открывающей сцене фильма. Вроде бы голодный, он отказывается есть баланду, которую пытается ему скормить Марлоу, после чего последний сдается и отправляется за нормальным кошачьим кормом — по дороге подвозя старого друга до мексиканской границы. Историю с котом-привередой режиссер придумал после того, как его друг рассказал ему о коте, который предпочитает конкретный вид корма, а Олтман решил вставить эту сцену в своей неонуар как иллюстрацию дружбы.

Джейк

«кот из космоса», 1978

Все порой подозревают, что коты просто очень ленивые инопланетяне, которые все понимают, только не хотят ничего делать. Свое подозрение создатели фильма «Кот из космоса» довели до предела: главный герой — невероятно умное инопланетное существо в обличье рыжеватого кота, который вынужденно приземляется на нашей планете. Его исключительные умственные способности усиливаются благодаря светящемуся устройству-ошейнику, который наверняка с удовольствием бы надел на своего кота Ашиш Гупта (если у последнего он есть). Зовут пришельца на самом деле Зунар-Джей-5/9 Дорик-4-7, для землян — просто Джейк, и он может общаться телепатически с окружающими — благодаря все тем же мерцающим огонькам с инопланетной технологией вокруг его шеи.

Томазина

«три жизни томазины», 1963

Целый фильм по роману про шотландского ветеринара, его дочь и кошку, где повествование идет от лица последней. За свои три «жизни» Томазина успевает побывать на пороге смерти, оказаться в кошачьем раю и встретить Бастет; после чего она теряет память, а затем в нее попадает молния — и это только часть невзгод бедного животного. История Томазины помогает героям обрести веру в жизнь, любовь и друг друга. Детская сказка заставит разреветься любого взрослого, который за историей про кошку может разглядеть драму про спасение зачерствевшей души.

Мяу: Котики на экране

Разнообразная милота и всяческое «ми-ми-ми» стали неотъемлемой частью истории кино с самых первых лет его существования.

30 ноября в российский прокат вышел документальный фильм «Город кошек» — портрет Стамбула, показанный через призму историй семи котов. Лента Джейды Торун покорила и критиков, и зрителей, собрав в мировом прокате уже почти 3 млн долларов. Отдавая должное создателям картины (все-таки чтобы снять фильм с участием таких привередливых актеров, как кошки, надо иметь огромный запас терпения), КиноПоиск вспомнил, какими котики представали на экране в истории кино.

Первопрокотцы и звезды

Любопытно, что котики попали на пленку раньше, чем официально родился кинематограф. В 1894 году один из первооткрывателей движущихся картинок, Уильям Диксон, снял 20-секундный фильм «Кошачий бокс», в котором два котика на миниатюрном ринге и в миниатюрных перчатках участвовали в «ожесточенной» схватке.

Читать еще:  Как котики не любят делиться деньгами: забавные ГИФки

Можно заметить, что иногда «боксеры» подвисают будто в космосе, их движения чуть замедленны, а это верный признак уменьшенного количества кадров в секунду. Технология съемок (как и система проецирования) была еще очень далека от совершенства, а потому авторы первых фильмов шли на все, чтобы в буквальном смысле растянуть удовольствие.

Нельзя не отметить и поразительное сходство первых кошачьих лент с современными роликами на YouTube, набирающими миллионы просмотров. Разнообразная милота с первых лет существования кино стала неотъемлемой частью его истории. Так, в «Больном котенке» мальчик с девочкой ухаживают за захворавшим любимцем и кормят его с ложки.

Были у нарождавшегося жанра «ми-ми-ми» и свои, ныне забытые звезды — Pepper the Cat и Puzzums.

Удивительно, что индустрия долгое время игнорировала вклад котиков в кинематограф. Даже когда в 1951 году American Humane Association учредила специальную кинопремию PATSY, среди ее первых победителей — двух собак, трех лошадей, мула, шимпанзе и льва — кошек не оказалось (лев при всем уважении не в счет). Первую премию котику дали лишь через год, когда на экранах зажглась бесспорная звезда — рыжий пушистик по имени Orange.

В фильме «Ревень» он дал прикурить двум огромным овчаркам и унаследовал от своего хозяина-богатея бейсбольную команду. В ленте «Невероятно худеющий человек» он становился смертельно опасной угрозой для несчастного отца семейства, уменьшившегося в размерах из-за воздействия радиации.

В «Дневнике Анны Франк» Orange играл роль кота Муши, в сай-фае «Этот остров Земля» — кота Нейтрона. Он принимал участие в сериале «Бэтмен» и «Мой любимый марсианин», но его самая известная роль — в «Завтраке у Тиффани», где ему позволили сделать то, о чем иные представители сильного пола могли только мечтать: Orange разбудил Одри Хепберн, несколько раз потрогав ее спину лапкой.

Orange вполне заслуженно стал единственным котом в мире, дважды удостоенным премии PATSY. Увы, мир кино знает немало случаев, когда актеры, почувствовав первый успех, ловили звезду. На съемочной площадке работу с ним приятной не назовешь: он нередко царапал других артистов, шипел, своенравничал, злоупотреблял дублерами, сбегал со съемок. «Кошки очень упрямы, — отмечал кошачий тренер Уолтер Хубер, работавший еще в 1930—1940 годах. — Они не сделают ничего, если не найдут для этого хоть какой-то причины». Неудивительно, что в конце концов PATSY стали присуждать всем, кто был причастен к успеху животных на экране — дрессировщикам-тренерам, гримерам, сценаристам и т. д.

От документалистики к игровому кино

Еще Станиславский предупреждал, что кошка на сцене — смерть для актера. Она все равно его переиграет, перетянет одеяло на себя, затмит любого. Вот только кино обладает инструментами ракурса, света и монтажа, благодаря которым режиссеры могут заставить котика (во всяком случае, они так думают) подчиниться сюжету фильма. Одну из первых серьезных попыток превратить жизнь пушистиков в киноповествование в 1944—1947 годах предприняли Александр Хакеншмид и Майя Дерен, сняв картину «Личная жизнь кота». С помощью титров и недюжинной выдержки (умение ждать — вот залог успеха) в картине произошло становление кошачьей семьи: встреча его и ее, рождение первых детей, их первых шаги, их первые трудности. При этом в кадр не попадает ни один человек, и котики, заселившие некую квартиру, живут там будто сквоттеры.

В дальнейшем именно этот прием будут использовать кинодокументалисты, месяцами снимая животных в их естественном ареале обитания. Волей-неволей обезличенные и одинаковые звери становятся необезличенными и неодинаковыми. Камера выхватывает любимцев, у них появляются имена, а зритель становится свидетелем уже личных историй, за которыми интересно следить.

К лучшим образцам фильмов с котиками, стоящим на стыке документального и игрового кино, можно отнести «Приключения Майло и Отиса», «Дорога домой: Невероятное путешествие» или телефильм «Худшее Рождество сердитой кошки», где хмурое выражение морды главной героини (знаменитая Grumpy Cat) становится причиной начала большой истории — кошку с вечно кислой миной разочарованные покупатели постоянно возвращают в зоомагазин, отчего ее физиономия, кажется, с каждым разом становится все печальнее.

В 2013 году попытку препарировать кошачью душу предпринял канал BBC, сняв сериал «Тайная жизнь кошек». Нацепив на 50 котиков датчики GPS и другую считывающую аппаратуру, исследователи попытались понять, как ведут себя кошки, когда за ними не наблюдают люди. Ничего неожиданного: оказалось, что они негласно делят между собой территорию и стараются не заходить за границы своей, чтобы избежать конфликтов с другими животными.

Самый последний интересный эксперимент — фильм «Уличный кот по кличке Боб». Наверное, это первый кошачий байопик, где кот играет самого себя — в фильме воспроизведена его реальная история.

Смерть и жизнь в кошачьих глазах

Памятуя о дикости и хладнокровии этого зверя, на протяжении всей истории кино режиссеры вскрывали сущность кошек в триллерах и фильмах ужасов. Самый безобидный вариант — превратить котика в немого свидетеля роковых событий («Наследие», «Чужой», «Исчезнувшая»), где лишь крупный план суженных черных зрачков да оскаленные зубы вселяют в зрителя страх и придают истории зловещий характер.

Другой вариант — сделать из мурзика жестокого убийцу, который не обладает ни логикой, ни состраданием к жертве, о чем, между прочим, предостерегали еще лучшие писатели вроде Эдгара Алана По или Стивена Кинга (смотрите, например, его «Кошачий глаз»).

Последний шаг — показать в ленте групповое нападение кошек, сбивающихся в стаю, как хичкоковские птицы. Несмотря на то, что в одной из серий «Южного Парка» подобная сцена рождает весьма комический эффект (см. эпизод «Кошачья оргия»), в фильмах «Преисподняя» и «Лунатики» та же самая ситуация бросает в дрожь, и кажется, что урчащее под боком создание уже что-то затевает.

Нельзя позабыть и прообраз черного кота, которому постоянно не везет. В Средние века предрассудки в отношении чернышей были столь сильны, что они подвергались безжалостному истреблению, люди вешали на них все свои беды и злоключения, а ведьмы даже за порог не выходили, не прихватив с собой какого-нибудь черного ушастика. Авторы фильмов ужасов активно поддержали эти суеверия, продолжив демонизировать черных котов уже средствами кино. В числе лучших хорроров на эту тему — собственно «Черный кот». В нем кот-убийца даже прибегает к гипнозу, чтобы отправить на тот свет пару-тройку ни в чем не повинных людишек, а его хозяин, старый профессор, покорно ждет часа, когда сам станет жертвой безумного маньяка.

В «Реаниматоре» мертвый черный кот становится Франкенштейном и покушается на жизни своих воскресителей. Ну а в «Сказке с темной стороны» (со Стивом Бушеми) черный кот убивает так, что комар носа не подточит — случайно путается под ногами на лестнице, случайно укладывается спать на лицо спящей героини, случайно юркает под педаль тормоза в автомобиле. И чем случайнее, тем страшнее.

Котики знают больше любого человека, слышат дальше и видят глубже (саму изнанку мира). Потому, когда в «Привидении» Джерри Цукера котик Флойд распознает призрака погибшего жениха героини, шикает на него и шарахается, зрителям даже удивляться нечему. Они особенные, они знают все тайны. А чтобы подчеркнуть избранность котиков на экране, режиссеры нередко делают одно и то же — вешают им на шеи светящиеся ошейники, колокольчики или бубенчики. Так нагляднее («Колокол, книга и свеча», «Эта дикая кошка», «Кот из космоса»). Своего рода апофеоза ответственности и значимости образ котика достигает в культовом фильме «Люди в черном», где на поясе Ориона кот Саймэр спокойно носит целую галактику.

В сказке для взрослых «Три жизни Томазины» хвостатому любимцу отводится едва ли не божественная роль. В фильме звучит красивая легенда о котике в очках, с которого ни в коем случае нельзя их снимать. Если это сделать, то случится буря, шторм. Он взглянет на людей и увидит их такими, какие они есть на самом деле. Каждый человек тогда окрасится в цвета своих мыслей и чувств: лгуны и фарисеи станут фиолетовыми, изменники и изменницы — желтыми, как сера, а влюбленные — красными, как дикий мак. Пророчество сбывается: герои меняют окрас, как пасхальные яйца, и зрителю остается только гадать о собственном цвете — если вдруг явится котик.

Кот — соратник и друг

Нередко котикам уготована в фильмах роль верного и единственного друга одинокого человека. Они необычайно дружелюбны и способны ужиться даже с теми, кого собратья по крови на дух не переносят. Например, в «Долгом прощании» Роберта Олтмена частный детектив Марлоу делит кров с рыжим привередой, который однажды, к ужасу хозяина, сбегает. «Пойдем, Марлоу, разговор есть». — «Я кота ищу». — «Забудь о нем, пошли». — «Забыть о коте?! Серьезно?»

А в драме «Гарри и Тонто» котик — единственный друг ворчливого старика-вдовца, которого тот берет в путешествие по Штатам. Хозяин проявляет к нему такую заботу, что завидует даже продавец в магазине: «Да этот кот питается лучше меня!» Или в «Звездном пути» трогательный андроид Дейта, мечтающий приблизиться к человеческому облику, находит утешение именно в коте по кличке Спот и даже сочиняет в его честь оду. Увы, большим успехом у людей она не пользуется.

Читать еще:  Котики - заботливые няни: подборка забавных Гифок

Что же до одного из самых знаменитых котиков-друзей, так это белоснежный питомец Корбена Далласа в «Пятом элементе». Прежде чем отправиться спасать человечество, одинокий герой Брюса Уиллиса заботится о своей кошке, потому что, в отличие от женщин, «кошки всегда возвращаются». Остается только гадать, кто же кормил животное, пока Корбен спасал мир.

Знаменитая сцена в «Крестном отце», когда дон Корлеоне выслушивает мольбу гробовщика Бонсеры, поглаживая котика, пришла в голову Фрэнсису Форду Копполы спонтанно: «Я видел, как эта кошка бегает по съемочной площадке. Мы как-то не обращали на нее внимания. И тут меня посещает интересная мысль задействовать ее в кадре. Я беру ее и молча кладу Марлону на колени. Он не сопротивлялся, потому как очень любил животных и детей. Вот таким образом и появилась эта кошка». Всего одна маленькая деталь очеловечила крестного отца и многое сообщила зрителю о старости: он больше не мстительный убийца, а дедушка, который заботится о семье, играет с внуком и помирает среди непоспевших зеленых помидоров.

Иногда своим видом, а иногда действием котики раскрывают сущность киногероев или вносят в них драгоценную сумятицу, без которой кинематограф немыслим. Так, Федерико Феллини, известный любитель кошек, дополнил образ американской дивы Сильвии в «Сладкой жизни», просто поместив белоснежного котенка ей на голову. Нежному созданию, «маленькой итальянской киске», срочно нужно найти молоко, и герой Марчелло Мастроянни стремглав бросается на поиски посреди ночи. Котенок хорошо сочетается с белокурыми волосами девушки, с ее шикарным белым манто, однако через минуту она отвлекается — и котик выброшен, он больше не нужен.

В драме братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса» рыжий кот по кличке Улисс оказывается воплощением вины центрального персонажа. Герою нет дела ни до кого на свете, но стоит в кадре появиться котику, как у Льюина меняются мимика, речь, пластика — вся жизнь.

Наконец, даже внешний вид кота способен многое прояснить в характере его хозяина. Достаточно вспомнить несчастного перса Доктора Зло по кличке Бигглсуорт, что потерял всю шерсть в результате криозаморозки, став в результате почти точной копией своего владельца («Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»).

Не менее похожи на хозяйку и обшарпанные котики, которыми швыряется направо и налево знаменитая Сумасшедшая Кошатница из «Симпсонов». В одной из серий зрителям все-таки объясняется ее трагическая судьба: из-за пристрастия к алкоголю целеустремленный юрист Элеонора однажды завела первого в жизни котика. И все, пошло-поехало.

Уже не кошки, еще не люди

Высокая и низменная культура — так уж получилось — всегда угадывала в женщине кошку. Кинематограф здесь только продолжил давнюю традицию, отождествив двух прекрасных созданий сначала на уровне слов («Кошка на раскаленной крыше», «Из-за кошек», «Быстрее, кошечка! Убей! Убей!»), а затем и визуально — в поворотах головы и походке, в прямой осанке и острых коготках. Иногда кошачьи повадки переплавлялись в женских образах и становились сексуальностью, страстью, похотью, а иногда, наоборот, выражались в дьявольском остроумии и умении вовремя уйти, вильнув хвостом.

Популярная героиня комиксов Женщина-кошка, не раз воплощенная на экране, уже не человек («Бэтмен возвращается», «Женщина-кошка», «Темный рыцарь: Возрождение легенды»). Она карабкается по стенам, носит слишком обтягивающий кэтсьют и бравирует иголками от швейной машинки, приделанными к ногтям. Она, настоящая красавица, нежеланна уже ни мужчинами, ни котами. Она симбиоз, гиперболизированный образ, возможный лишь в фантастическом пространстве Готэма.

Интересно, что и котики, становящиеся в фильмах людьми или котолюдьми, обречены потерять свою идентичность. Режиссерам приходится искать для них новые миры, а то и вовсе оживлять с помощью мультипликации. Так, человекоподобный Кот в шляпе в фильме Бо Уэлша является к детям и до одури их пугает. Кот в сапогах — отважный рыцарь из «Шрека 2» — умеет делать такие проникновенные глаза-блюдца, словно пародирует всех котов на свете вместе взятых. Ну а Матроскин троллит Шарика с таким знанием вопроса, что уже людям до него далеко.

Мастером же соединять несоединимое можно по праву считать Хаяо Миядзаки. В его фильме «Мой сосед Тоторо» в лице причудливого главного персонажа сошлись енот, кошка и сова, а средством передвижения послужил котобус — гибрид автобуса и кота. Кстати, не только богатая фантазия режиссера, которой мог бы позавидовать даже Тим Бёртон, породила эти образы. Опорой послужил и японский фольклор, согласно которому у всякой кошки есть шанс однажды стать оборотнем, или бакэнэко. Для этого достаточно либо иметь длинный хвост, либо сильно вырасти, либо сильно растолстеть. Иногда кажется, что есть у котика и четвертая (беспроигрышная) возможность — сняться в кино.

15 главных котиков в кино (15 фото + 1 гиф)

1. «Колокол, книга и свеча» (1958)

Одна из первых кинозвезд среди котов, безусловно, Пайвакет, который в этой трогательной рождественской истории скрашивает одиночество скромной нью-йоркской ведьмы Джил (Ким Новак): надо же, чтоб человеку было с кем поговорить, тем более усатый собеседник с колокольчиком на шее так внимательно слушает. Как назло, появляется аккуратный издатель по имени Шеп (Джеймс Стюарт), который заставляет сердце ведьмы забиться сильнее и одновременно вынуждает ее задуматься о собственных перспективах: любовь и колдовство органически несовместимы. В результате Джил таки привораживает героя Стюарта с помощью кота (тот оказался невероятно сильным медиумом). На протяжении фильма Пайвакет не раз скажет свое веское «мяу». И сыграет немаловажную роль в финале, выступив, по сути, в качестве свадебного генерала.

2. «Завтрак у Тиффани» (1961)

Еще одна важная кошачья знаменитость середины XX века — кот Оранджи, прозванный так за свой рыжий цвет. Одна из самых козырных его ролей — кот по имени Кот в фильме «Завтрак у Тиффани». Ветреная Холли Голайтли (Одри Хепберн) считает, что не имеет права давать питомцу имя, потому что они друг другу не принадлежат. Впрочем, поправляет себя Холли, если она найдет место, где ей будет так же спокойно и комфортно, как в ювелирном магазине Tiffany, она купит мебель и, возможно, даст своему коту имя. Будучи разносторонней личностью, Оранджи не замыкался в рамках одного жанра: он снимался и в хоррорах, и в фантастике, однако именно роль в «Завтраке у Тиффани» принесла ему важную кинематографическую награду — премию Patsy (аналог «Оскара», но для животных). Причем до сих пор Оранджи остается единственным котом, которому удалось дважды завоевать эту премию (а поскольку премия закрылась в 80-е, вряд ли кому-то удастся превзойти это достижение).Говорят, впрочем, что актерский диапазон Оранджи был довольно-таки узок: он знал всего лишь пару трюков, его хозяин Фрэнк Инн нашел и выдрессировал еще дюжину похожих котов, которые выступали дублерами Оранджи, но их имена история не сохранила.

3. «Гарри и Тонто» (1974)

Мелодрама Пола Мазурски про добродушного нью-йоркского пенсионера, который в результате выселения из дома отправляется в дорожное путешествие до Лос-Анджелеса. Путешествует он, разумеется, не один, а с лучшим другом и сожителем — рыжим котом по имени Тонто, названным так в честь индейца из «Одинокого рейнджера». Фильм Мазурски всю дорогу не стесняется выжимать из зрителей слезу (хоть и с присущей американским 1970-м искренностью), так что задолго до конца понятно, кто из двух стареющих героев покинет этот мир первым. Важного голливудского актера Арта Карни (который признавался, что до съемок фильма не любил котов) за роль Гарри наградили «Оскаром». Тонто наград не дали, но любило и оплакивало его впоследствии не одно поколение зрителей.

4. «Чужой» (1979)

Коты встречаются и в открытом космосе — свидетельством тому фильм «Кот из космоса» (1978), «Звездный путь» (1987) и, разумеется, «Чужой». Рыжий кот Джонси был восьмым членом экипажа космического корабля «Ностромо», пока там не завелся девятый — Чужой. Во время охоты на кровожадного ксеноморфа астронавты перепутали его с четвероногим. После чего Джонси, пусть и невольно, послужил причиной гибели техника Бретта (Гарри Дин Стэнтон). В сцене, когда кот видит за спиной актера инопланетянина и начинает шипеть, естественность игры была обеспечена появлением на площадке немецкой овчарки, которую до того прятали за перегородкой. За весь фильм Джонси несколько раз встречался с Чужим (и каждый раз, в отличие от людей, оставался жив). Неизвестно, что стало бы с котом, если бы лейтенант Эллен Рипли (Сигурни Уивер) погибла, ведь рассматривался вариант, в ходе которого пришелец откусывал ей голову. А поскольку этого не произошло, она спасла Джонси и забрала к себе домой, хотя вместе они прожили недолго (см. «Чужие»). Ну и в лучших традициях кошачьего надувательства в фильме Ридли Скотта на самом деле снялся не один, а целых четыре одинаковых кота.

Читать еще:  Любовь котиков к хозяевам (GIF и фото подборка)

5. «Черный кот» (1981)

Вольная экранизация рассказа Эдгара Аллана По и одновременно трибьют фильму Роджера Кормана. Английскую пасторальную идиллию нарушает череда смертей, в которых оказывается замешан серийный убийца — черный кот, который принадлежит профессору-медиуму Роберту Майлcу. Позже выяснится, что усатый киллер одновременно и жив, и мертв. По идее автора картины Лучо Фульчи, классика итальянского хоррора и ближайшего соратника Дарио Ардженто, животное должно было символизировать совесть профессора, которую нельзя убить. «Черный кот» — ярчайший образец жанра джалло. Видеть, как когти кота разрывают человеческую плоть, почти физически больно, но оторваться невозможно. Простенький сюжет компенсирует операторская работа, которая фокусируется на крупных планах глаз героев, в том числе и демонического кота — кажется, что камера поселилась на кончиках его усов.

6. «Кошачий глаз» (1985)

Как и сериал «Остаться в живых», который «выпрыгнул» из зрачка пережившего авиакатастрофу доктора, «Кошачий глаз» начинается крупным планом глаза невероятно умного и обаятельного кота. Фильм Льюиса Тига поставлен по трем новеллам Стивена Кинга: «Корпорация «Бросайте курить», «Карниз» и написанная специально для этой картины история под названием «Генерал».Сквозным персонажем выступает кот, который на чем попало добирается из Нью-Йорка в Вилмингтон (Северная Каролина), чтобы спасти девочку Аманду (Дрю Бэрримор) от угрожающего ей чудовища. Изначально в фильме был пролог, объясняющий мотивацию четвероногого, но продюсеры вырезали его, посчитав слишком глупым. И хотя самая мощная часть ленты — вторая новелла, суть истории раскрывается только в третьей. В Средние века считалось, что коты воруют дыхание детей. Это суеверие Кинг обыграл следующим образом: пока мать Аманды пытается защитить ее от Генерала (так девочка назвала кота), настоящую угрозу ей несет маленький и злой тролль, который как раз и ворует дыхание героини Бэрримор. С ним и вступает в смертельную битву усатый герой, устраивая нечисти в финале жесткую разборку.

7. «Сказки темной стороны» (1990)

Полнометражный сиквел одноименного сериала (1983–1988), который, в свою очередь, является спин-оффом «Калейдоскопа ужасов». Фильм состоит из трёх новелл. Скрепляет их история мальчика, которого ведьма собирается приготовить на ужин. Он заговаривает ей зубы, читая книгу «Сказки темной стороны», в надежде потянуть время. Сценарий второй новеллы, «Кот из ада». написал Джордж А.Ромеро, взяв за основу рассказ Стивена Кинга. Престарелый фармацевтический магнат нанимает киллера, чтобы тот расправился с черным котом, который наглым образом поселился в доме богача и перебил всех членов его семьи. Наемный убийца, не раздумывая, соглашается, предполагая, что это плевое дело. Он ошибается. Схватка двуногого с хвостатым (не менее инфернальным, чем зомби-кот Черч из кинговского же «Кладбища домашних животных», 1989) в некоторых эпизодах снята субъективной камерой. Мы видим мир глазами животного, которое ведет себя как Чужой и, судя по душераздирающей финальной сцене из разряда «а теперь не смотри!», действительно родом из ада.

8. «Котенок» (1996)

Разыгранная в духе «Дороги домой» (1992) история про игривого котенка Тиграшу, выпавшего из окна своего дома на крышу грузовика, уехавшего в другую часть Москвы и потерявшегося. В фильме Ивана Попова, наивном и бесконечно добром, повсюду разбросаны приметы лихих 1990-х. Поэтому есть соблазн увидеть в фигуре котенка образ целой страны: крайне растерянной и тоже в каком-то смысле потерявшейся. Пока хвостатого ищут его хозяева (интеллигентная семья с детьми), он находит приют у кошатника Федина (Андрей Кузнецов). Для Кузнецова — дрессировщика, соратника Куклачева и постановщика трюковых сцен фильма — эта роль стала непростой попыткой попробовать себя в драматическом амплуа. А команды своим кошкам Александру приходилось отдавать прямо в кадре и как можно незаметнее.

9. «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2003)

Помимо доносчицы миссис Норрис — кошки завхоза Хогвартса, Аргуса Филча, — в поттериане также фигурируют и другие хвостатые питомцы. Например, Живоглот — кот Гермионы Грейнджер. Его девушка купила себе перед третьим курсом обучения. Вообще-то она хотела сову, но бедный котик растопил ее сердце (с котиками так бывает). Роль кота в фильме исполнил персидский кот Крекерджек. Чтобы придать ему запущенный вид при первом появлении на экране, гримеры собирали его вылинявший пух, скатывали из него клубки и крепили их к шерсти. Почти весь фильм Живоглот гонялся за крысой Рона — Коростой, раньше всех учуяв в ней предателя. Но, как это часто бывает, проницательному животному до последнего никто не верит.

10. «Внутри Льюина Дэвиса» (2014)

Коэновский рыжий кот, на первый взгляд, присутствует в фильме, что называется, для привлечения внимания. Но вскоре становится понятно, что он — одна из самых таинственных деталей «Внутри Льюина Дэвиса». Лишь в самом конце обретающий имя здешний кот — одновременно мальчик и девочка, мертвый и живой, сам Льюин и четвероногая отсылка сразу к двум великим литературным произведениям (и другому музыкальному фильму самих Коэнов). В общем и целом, он никак не двигает сюжет, а лишь служит зашифрованным комментарием на полях к каждому злоключению, встречающемуся на пути главного героя.

11. «Отель «Гранд Будапешт»» (2014)

Самый яркий представитель котов за последние пару лет появился в нашумевшем (четыре«Оскара» и «Золотой глобус» за лучшую комедию) фильме Уэса Андерсона.
Мистер Ковач (Джефф Голдблюм) является официальным представителем таинственной владельца отеля. В кадре он появляется с роскошным пушистым котом, которого постоянно носит с собой на руках. А так как мистер Ковач в дальнейшем становится объектом для шантажа и угроз, то его коту приходится стать невольной жертвой на пути злобного агента в исполнении Уиллема Дефо.

12. «Трое из Простоквашино» (1978)

Обойтись без отечественных котов в этой подборке было бы совсем грустно, но по-настоящему культовых кошачьих персонажей в советских и российских фильмах припомнить нелегко. В голову сразу же приходит образ кота Бегемота из «Мастера и Маргариты», но, увы, на экране он дважды воплощался неважно. В фильме Юрия Кары 1994 кота играл человек, актер Виктор Павлов, а в сериале Владимира Бортко за Бегемота пришлось отдуваться нелепой кукле из провинциального театра юного зрителя. Поэтому главным отечественным котом следует назвать обаятельного кота Матроскина, говорящего голосом Олега Табакова.

При этом по словам художницы-мультипликатора со студии Союзмультфильма, прототипом Матроскина был сам Олег Табаков.
Матроскин полюбился многим за свое рациональное мышление («Чтобы купить что-нибудь ненужное, сперва нужно продать что-нибудь ненужное»), а также за то, как остроумно обходится с псом Шариком и почтальоном Печкиным. Самодостаточный характер Матроскина в конце концов склоняет перед ним даже своенравную маму дяди Федора.

13. «Алиса в стране чудес»

Самый дорогостоящий и, возможно, самый слабый фильм Тима Бертона многим запомнится только благодаря одному — великолепному Чеширскому коту, чья улыбка всегда появляется в воздухе раньше, чем туловище животного. Как говорила сама Алиса в книжке: «Видала я котов без улыбки. Но вот улыбку без кота!». Улыбчивого кота озвучил британский комик Стивен Фрай.

Вероятно, именно такой уровень мультипликации позволил бы достойно изобразить и кота Бегемота, но, как говорят, на хорошую анимацию у Бортко попросту не хватило денег (хотя изначально планировалась изобразить кота при помощи компьютерной графики).
В фильме Бертона кот умеет менять обличья и принимает облик Безумного Шляпника (его можно узнать по глазам), чтобы спасти его в обмен на его шляпу.

14. «Гарфилд» (2004)

Возможно, самый известный мультипликационный кот в мире. Первоначально он появился в комиксах художника Джима Дэвиса. Ленивый и саркастичный кот-пройдоха дурит пса-простака Одди и периодически помогает своему бестолковому хозяину Джону Арбаклу (но еще чаще — обчищает его холодильник).

Гарфилд обожает ничего не делать и есть лазанью. Но иногда дни сна и абсолютной пассивности резко сменяются бешенством, когда все, Гарфилд уничтожает своими когтями все на своем пути.
С 1982 по 1995 год выходили мультсериал про Гарфилда, а в 2006-08 годах вышло три полнометражных фильма, в которых кота озвучил Билл Мюррей.

15. «Крестный отец» (1972 )

Самый главный гангстерский кот мирового кино появляется в самом начале саги Френсиса Форда Копполы об американской мафии. Дон Корлеоне принимает у себя гробовщика Бонасеру, который просит заступиться за него и отомстить мерзавцам, изнасиловавшим его дочь. Неожиданно в кадре появляется бело-серая кошка, которая прыгает прямиком к дону.
Позже сам Коппола признавался, что появление кота было почти случайным: «Я видел как эта кошка бегает по съемочной площадке, мы не обращали на нее внимания. И тут меня посещает интересная мысль — задействовать ее в кадре. Я беру ее и молча кладу Марлону Брандо на колени. Он не сопротивлялся, потому как очень любил животных и детей. Вот таким образом и появилась эта кошка. Но и она подкинула нам проблем. Дело в том, что когда Брандо ее гладил, она очень громко мурлыкала. Так громко, что монолог Дона пришлось потом полностью переозвучивать».

Источники:

http://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/movies/202059-ginger-cat
http://www.kinopoisk.ru/article/3086468/
http://fishki.net/1643125-15-glavnyh-kotikov-v-kino.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: