Как научить собаку выборке вещи

Как научить собаку выборке вещи

«Апорт» или «Лежать»

лакомство, 5 одинаковых вещей

Подходит для собак с любой физической подготовкой

Обычно выборке обучают служебных собак, чтобы использовать их чутье для соотнесения вещей, найденных на месте происшествия, с вещами подозреваемого лица. Но это вовсе не значит, что данному навыку можно обучить только определенную категорию животных. Все собаки обладают отличным нюхом, поэтому даже если у вас собака-компаньон, вы также можете научить ее выборке.

Суть упражнения по выборке заключается в том, чтобы научить собаку определять по запаху вещь конкретного человека среди вещей других людей. В первую очередь животное учат находить вещь с запахом хозяина, а уже потом обучают выборке вещи незнакомого человека.

Содержание статьи
  1. Подготовка к выборке
  2. Команда “Нюхай”
  3. Первые шаги в выборке
  4. Сигнал оповещения
  5. Увеличиваем количество предметов
  6. Выборка из вещей других людей
  7. Выборка вещи незнакомого человека

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

Навык подноски предметов (апортировка) входит в общий курс дрессировки (ОКД) и является вспомогательным для последующего формирования таких специальных навыков как работа по следу, выборка вещей и обыск местности.

Условные раздражители:

  • Команда «апорт».
  • Жест — выбрасывание правой руки в сторону апортировочного предмета с небольшим наклоном корпуса.
  • Команда «дай».

Безусловные раздражители:

  • Апортировочный предмет.
  • Похвала.
  • Ласка.
  • Лакомство.

Методика и техника дрессировки

Подготовка

Приступать к формированию навыка подноски предметов следует после установления доверительных отношений с дрессировщиком; а также после формирования стойких условных рефлексов на команды: «ко мне», «рядом», «сидеть»; выработки выдержки и перехода собаки в свободное состояние (команда «гуляй»).

Также в процессе тренировки может быть востребована команда прекращения действия «фу», а на этапе усложнения навыка для дальнейшей выработки специальных навыков — команда «голос».

Формирование навыка апортировки на стадии фомирования первичных координаций следует проводить на территории, свободной от отвлекающих раздражителей. Предметом для апортировки может быть любой предмет подходящий по форме, размеру и весу, способный заинтересовать собаку в качестве апортировочного: деревянная палочка, кусок резинового шланга, перчатка, кусок веревки, мячик и т.д. В случае отсутствия у собаки интереса ко всем предложенным апортировочным предметам можно воспользоваться костью.

Ознакомление

Приступая к работе с собакой, дрессировщик должен сформировать с ней так называемую «рабочую группу», т.е выстроить доверительные отношения по поводу предстоящего процесса. Для этого необходимо подобрать оптимальную стимуляцию, протестировать доминантность собаки на основе стимуляции, ознакомить собаку со своей моторикой, с амплитудой, с интонациями голоса.

Формирование первичных координаций

На стадии формирования первичных координаций собака сидит возле левой ноги дрессировщика, который держит поводок в левой руке, а апортировочный предмет в правой. Дрессировщик привлекает внимание собаки произнесением клички, после чего начинает совершать перед собакой дразнящие движения апортировочным предметом, провоцируя собаку включить охотничье поведение и схватить предмет зубами. Как только собака схватила предмет, дрессировщик комментирует данное действие словом «апорт» и хвалит собаку, поощряя текущую деятельность. Чтобы собака не выпустила предмет из пасти, следует слегка подтягивать его к себе.

Если собака уверенно держит предмет и не намерена его отпускать, можно пробежать с собакой по команде «рядом» несколько метров, после чего перейти на шаг и на ходу забрать у собаки предмет, комментируя это действие словом «дай». Как только собака отдала предмет, следует остановиться и поощрить собаку похвалой, лаской и лакомством. После чего собаку следует отпустить в свободное состояние командой «гуляй».

После отдыха следует начать занятия с собакой по другим навыкам, периодически повторяя навык «подноска предметов», но не злоупотребляя слишком частым повторением, т.к. это может спровоцировать образование нежелательного отрицательного условного рефлекса.

Во время второго повторения навыка слово «апорт» следует произносить непосредственно в момент захвата предмета собакой, а слово «дай» непосредственно в момент отпускания собакой апортировочного предмета.

При последующих повторениях навыка апортировки слово «апорт» переносится в начало, произносится в качестве команды при показе собаке апортировочного предмета и является сигналом к захвату предмета зубами. Слово «дай» также становится командой и является сигналом к ослаблению хватки до такой степени, чтобы дрессировщик мог беспрепятственно забрать апортировочный предмет у собаки.

Далее необходимо научить собаку удерживать апортировочный предмет сидя перед дрессировщиком. На этом этапе дрессировщик уже не бегает с собакой по команде «рядом», а отдает и забирает предмет не сходя с места, предоставив собаке возможность подержать предмет в зубах, постепенно доводя время удержания до 5-10 секунд. Собака выполняет навык сидя перед дрессировщиком на выдержке. После того как собака по команде «дай» отдает предмет дрессировщику, важно не забывать про поощрение похвалой, лаской и лакомством, а потом отпускать собаку в свободное состояние. Апортировочный предмет следует забирать у собаки правой рукой, а предлагать лакомство — левой. Далее время удержания предмета увеличивают до 20-30 секунд.

Как было сказано ранее, первичные координации на подзыв (команда «ко мне») и посадку (команда «сидеть») у собаки должны быть уже сформированы еще до начала формирования навыка апортировки.

Формирование двигательного стереотипа

Когда у собаки выработался стойкий условный рефлекс на команду «апорт «, когда она способна сравнительно долгое время удерживать апортировочный предмет на выдержке и отдать его дрессировщику по команде «дай», следует переходить к следующей стадии — формированию двигательного стереотипа. В данном случае такой стадией является подноска предметов, брошенных на землю.

Собака сидит возле левой ноги дрессировщика по команде «рядом». Дрессировщик бросает апортировочный предмет на землю на расстояние 1-2 шага от себя. Бросать предмет следует движением правой руки снизу вперед с небольшим наклоном корпуса вперед. Впоследствии этот жест станет условным раздражителем на выполнение данного навыка. Дрессировщик одновременно дает команду «апорт», и быстро идет вместе с собакой к предмету. Если собака не делает попыток взять предмет, следует пошевелить его ногой. После того как собака подняла предмет, дрессировщик поощряет собаку похвалой и быстро возвращается на прежнее место, увлекая собаку за собой. Остановившись на месте, откуда был совершен бросок предмета, дрессировщик останавливает собаку командой «сидеть» и забирает апортировочный предмет по команде «дай».

Впоследствии расстояние броска увеличивается до 3-4 метров. Постепенно дрессировщику следует «отставать» от бегущей к предмету собаки, а потом и вовсе оставаться на месте. Если собака взяла апортировочный предмет, но не проявляет намерения возвращаться с ним к дрессировщику, следует подозвать собаку командой «ко мне», выдержать небольшую паузу после того как собака подошла и села и забрать апортировочный предмет по команде «дай».

Впоследствии дальность броска постепенно увеличивается, бросок производится произвольным движением, а командный жест подается вместе с командой «апорт», которая, в свою очередь, подается после небольшой паузы, во время которой собака сидит на выдержке возле дрессировщика.

Двигательный стереотип можно считать сформированным, когда собака по команде дрессировщика активно бежит за предметом, также активно возвращается с предметом в зубах и по команде «дай» с готовностью отдает предмет дрессировщику.

Автоматизация

В дальнейшем для шлифовки навыка подноски предметов вводятся следующие усложнения:

  • отработка условного рефлекса на жест без дублирования команды голосом;
  • увеличение дальности броска предмета;
  • приучение к апортировке разнообразных предметов;
  • увеличение времени выдержки после броска предмета;
  • апортировка в присутствии различных раздражителей (выстрелы, посторонние люди и т.п.).

Для подготовки собаки к формированию специальных навыков вводятся следующие усложнения:

  • отработка навыка поиска предмета по его запаху;
  • апортировка предмета из рук помощника дрессировщика;
  • апортировка предмета из труднодоступного рельефа местности (кусты, канава, высокая трава и т.п.);
  • апортировка нескольких предметов, разбросанных в разные стороны на маршруте следования дрессировщика с собакой;
  • подвешивание или забрасывание апортировочного предмета на высоту вне зоны досягаемости собаки (в этом случае собака должна сесть перед предметом и подозвать дрессировщика лаем — отрабатывается при использовании команды «голос»);
  • апортировка предметов, по цвету совпадающих с окрасом местности;
  • приучение к обнаружению и облаиванию слишком тяжелых или неудобных для захвата зубами предметов;
  • приучение к обнаружению и облаиванию закопанных предметов.

Навык подноски предметов (апортировки) считается выработанным, если собака по команде «апорт» и/или жесту отыскивает отброшенный на расстояние не менее 15 метров дрессировщиком предмет, активно подносит, самостоятельно садится перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде «дай» сразу же отдает. При этом дрессировщику не приходится использовать во время исполнения навыка дополнительные команды («ко мне», «сидеть» и т.д.).

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

×
×
×
Adblock
detector